По всем вопросам звоните: +7 (4922) 34-25-87
Версия для слабовидящих
Размер шрифта сайта:
Цвет фона сайта:
Интервал между буквами:
Новости
08.05.2024

В преддверии праздника 9 Мая по всей стране проходит всероссийская патриотическая акция «Окна Победы». Ребята киномастерской «Начало» тоже присоединились к акции. Украшая окно студии, мы вспоминали своих дедов и прадедов, которые внесли свой вклад в Великую Победу.

Подробнее
08.05.2024
7 мая в зале областного Киноцентра прошла премьера патриотического проекта музыки, кино и слова «Жизнь в Памяти». Автор и режиссер – директор учреждения Дмитрий Родин. Вместе с талантливыми молодыми людьми – вокалистом Максимом Просвиряковым и почитателем поэзии Всеволодом Уляковым, он создал единое действо, наполненное чувствами гордости и патриотизма за подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Подробнее
07.05.2024
"Горячий снег" — советский художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1972 году по одноимённому роману Юрия Бондарева режиссёром Гавриилом Егиазаровым.
Подробнее

Акция "Персона" - Александр Абдулов

30.05.2023

Александр Абдулов родился 29 мая 1953 года в Тобольске. Однако детство мальчика прошло в Узбекистане. Там, в городе Фергана, его отец Гавриил Абдулов создал первый в Средней Азии русский драматический театр и стал его художественным руководителем. Мать Людмила Александровна работала в том же театре костюмером и гримером.

Александр был третьим сыном в семье. Два его старших брата не захотели пойти по театральной стезе, а отец мечтал о преемнике. Поэтому с самого детства воспитывал в сыне «артистическую натуру». В пять лет Александр впервые вышел с отцом на сцену в постановке знаменитой пьесы соцреализма «Кремлевские куранты». Абдулов вспоминал, что с детства ему внушали отношение к театру как храму. Отец даже запрещал ходить по своему театру, не сняв головного убора.


Тем не менее долгое время сцена была совсем не главным увлечением для Александра. Он часто хулиганил, делал взрывчатку из украденных из школы химикатов, разрисовывал лицо маминым гримом, чтобы пугать соседей, и играл на гитаре песни любимых The Beatles. Учился Абдулов средне: единственным предметом, где он добивался явных успехов, была физкультура. Он профессионально занимался фехтованием и даже удостоился звания мастера спорта СССР. Впоследствии это умение не раз помогало ему на съемочной площадке, например в «Обыкновенном чуде» Абдулов фехтовал сам, без дублеров.

После школы отец настоял на том, чтобы Александр отправился в Москву поступать в Театральное училище Щепкина. Сын исполнил просьбу, но на экзаменах провалился. Абдулов вернулся обратно, сдал экзамены на факультет физкультуры Ферганского пединститута, а чтобы не терять творческой формы, устроился служить к отцу в театр актером. Но и здесь не обошлось без эксцессов: Абдулов опоздал на показ и сорвал один из спектаклей. За это отец выгнал его из труппы и назначил простым рабочим сцены. Год протаскав декорации в Фергане, летом 1970 года Александр повторно отправился штурмовать Москву. На этот раз удача улыбнулась ему — Абдулов успешно выдержал экзамены и поступил в ГИТИС на курс Иосифа Раевского.


Первые театральные успехи


В Москве Абдулову пришлось нелегко: он скитался по общежитиям, работал на разгрузке вагонов, радовался, когда появлялась возможность сняться в массовке. Сам Александр впоследствии сравнивал себя с дворняжкой, которая замахнулась покорить столицу.

В 1974 году в ГИТИСе шел показ дипломных спектаклей. На нем присутствовал известный режиссер Марк Захаров. Мэтру понравился молодой актер, и он пригласил его на главную роль в постановке «В списках не значился» по одноименному роману Бориса Васильева. Так Абдулов попал в Театр им. Ленинского комсомола (современный «Ленком»), в котором служил до конца своих дней.

К Марку Анатольевичу Абдулов относился особенно трепетно, называл «вторым отцом»: «Потому что все, что я есть, это мой отец — Гавриил Данилович Абдулов, а все, чего я достиг, — это мой второй отец Марк Анатольевич Захаров». Абдулов очень ценил в людях верность, преданность и умение поддержать в трудной ситуации. С особенным уважением он вспоминал, как Захаров отстаивал его в роли Верховенского из «Бесов». «Там приходили просто из ЦК партии и говорили: «Убирайте Верховенского из спектакля», — вспоминал Абдулов, — А Захаров каждый раз, рискуя партбилетом, выпускал меня на сцену».

В жизни Абдулова было также немало эпизодов, когда он проявлял мужество и достоинство. Так, начав работать в «Ленкоме», Адбдулов влюбился в американку, вице-президента крупного банка. Молодые люди начали встречаться, но однажды актера вызвали в КГБ — объяснили, что его возлюбленная — американская шпионка, и предложили «сделку». Абдулов отказался сотрудничать. После этого он долгое время оставался невыездным, а во время гастролей часто сопровождался агентами КГБ в штатском.


Но и при таком давлении Абдулов умудрялся сохранять не только хладнокровие, но и даже чувство юмора. Об одних из парижских гастролей «Ленкома» он вспоминал:

«С нами поехали человек шесть «искусствоведов в штатском». И вот я вышел из гостиницы, увидел, что они стоят спиной ко мне, и на полном серьезе спросил: «Вы не подскажете, как будет по-французски: «Я прошу политического убежища?» И здоровый такой мужик, Сан Саныч, замечательный, как потом выяснилось, человек, повернулся и сквозь зубы сказал: «Я тебе дома переведу».

За годы работы в «Ленкоме» Абдулов сыграл множество ролей. Самой значительной актер считал роль Алексея Ивановича в спектакле «Варвар и еретик» (по «Игроку» Федора Достоевского). За эту роль он был удостоен премии «Фонда К.С. Станиславского» и «Хрустальной Турандот». А самой популярной у зрителей стала работа Абдулова в спектакле «Юнона и Авось».

С «Ленкомом» было связано и главное романтическое переживание в жизни Абдулова — встреча с Ириной Алферовой. Она пришла в труппу в 1976 году. По легенде, Александр сделал ей предложение на гастролях в Ереване. Ирина тогда в шутку ответила: «Пронесешь меня на руках через парк, выйду за тебя!» Александр исполнил условие с легкостью, и по возвращении в Москву влюбленные тайно поженились.


Медведь, Ланцелот и Володя Смирнов


С середины 1970-х годов Александру Абдулову начали предлагать первые полноценные роли в кино. Его дебютом стал фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Также Абдулов принял участие в серии известных кинолент: «12 стульев», «Место встречи изменить нельзя», «Пропавшая экспедиция». Но всенародная любовь пришла к артисту после экранизации «Обыкновенного чуда» все тем же Марком Захаровым.

Абдулов старался сыграть максимально широкий диапазон ролей. После знакового романтичного героя Медведя в «Обыкновенном чуде» он с радостью сыграл обаятельного антигероя — Володю Смирнова в «Самой обаятельной и привлекательной». После меланхоличного Ланцелота в «Убить Дракона» — трагического Каштанова в позднем фильме Эльдара Рязанова «Тихие омуты».

Неизменной оставалась готовность Абдулова обращаться к комическим амплуа и нонконформистская позиция. Сам Александр Гавриилович эти вещи связывал:

В 1990-х годах Абдулов искал для себя новые творческие направления. Он исполнил главную роль в знаковом постперестроечном фильме «Гений», написал сценарий к фильму «Шизофрения», устроил благотворительный фестиваль «Задворки», на котором выступали не только актеры «Ленкома», но и рок-музыканты. Выручку от мероприятия актер отправил в детские дома, также на собранные средства была отреставрирована расположенная рядом с театром церковь Рождества Богородицы в Путинках.

В 2000 году Абдулов дебютировал в качестве режиссера, поставив мюзикл «Бременские музыканты и Со». При участии актера был возрожден Московский международный кинофестиваль, который Александр Абдулов возглавлял в течение нескольких лет.

В августе 2007 года в СМИ впервые появились сообщения о болезни актера. 3 января 2008 года Александра Абдулова не стало. Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Источник

Наши партнёры